Наблюдатель

Наблюдатель относится к поведенческим паттернам.

Объекты желающие подписаться на событие называются наблюдателями. Они должны реализовывать общий интерфейс, который будет запущен в нужное время.

Объект который сообщает наблюдателям о наступлении интересующих их событий называется издателем. Издатель содержит хеш таблицу, в которой находятся ссылки на наблюдателей и типы событий, на которые наблюдатели подписаны. У издателя есть методы позволяющие наблюдателям подписываться и отписываться от событий.

Так как издатель содержит хеш таблицу с типами событий и наблюдателями, то будет правильным шагом реализовать соответствующий тип данных для работы с такой таблицей. Нам нужен тип данных, хранящий структуру в виде объекта, ключами которого являются названия события, а значениями массивы ссылок на объекты наблюдателей. Еще наш тип данных должен иметь методы для добавления и удаления подписок из своей хеш структуры. Реализация подобной структуры данных избавит класс издателя от реализации логики, которая к нему напрямую не относится.

class MapListeners {
constructor() {
// в свойстве m будет храниться хэш карта вида:
// {eventName: [object1, object2, ...], eventName2: [...], ...}
this.m = {};
}
add(listener, event) {
if (this.m.hasOwnProperty(event)) {
this.m[event].push(listener);
} else {
this.m[event] = [];
this.m[event].push(listener);
}
}
remove(listener, event) {
if (this.m.hasOwnProperty(event)) {
this.m[event].forEach(l => {
if (l === listener) {
this.m[event].splice(this.m[event].indexOf(listener), 1);
if (Object.keys(this.m[event]).length == 0) {
delete this.m[event];
}
}
});
}
}
get() {
return this.m;
}
}

С помощью нашей новой структуры данных реализуем код издателя.

class Publisher {
constructor() {
this.mapList = new MapListeners();
}
subscribe(listener, event) {
this.mapList.add(listener, event);
}
unscribe(listener, event) {
this.mapList.remove(listener, event);
}
notify(event, data) {
if (this.mapList.get()[event]) {
this.mapList.get()[event].forEach(listener => {
listener.update(data);
});
}
}
}

Теперь с помощью данных классов и паттерна "Наблюдатель" реализуем задачу - вывод в консоль определенных событий. В программе будет выводиться последовательность чисел от 1 до 12, при этом в лог будут выводиться сообщения о том, что число положительное, отрицательное и больше ли оно пяти. В процессе выполнения программы мы динамически отпишем одно из событий. Создадим для этого несколько подписчиков. Подписчик должен обязательно реализовать метод update():

class OddLogger {
update(data) {
console.log(data + " нечетное число");
}
}

class EvenLogger {
update(data) {
console.log(data + " четное число");
}
}

class MoreThanFiveLogger {
update(data) {
console.log(data + " больше пяти");
}
}

Осталось написать непосредственно код приложения:

// инициируем издателя
const publisher = new Publisher();

// инициируем подписчиков
const oddLogger = new OddLogger();
const evenLogger = new EvenLogger();
const moreThanFiveLogger = new MoreThanFiveLogger();

// подписываем подписчиков на события
publisher.subscribe(oddLogger, "odd");
publisher.subscribe(evenLogger, "even");
publisher.subscribe(moreThanFiveLogger, "moreThanFive");

// выведем числа от 1 до 12
// обновляя информацию для подписчиков
// после 10 удалим одну из подписок
for (let i = 1; i <= 12; i++) {
if (i % 2 === 0 && i > 0) {
publisher.notify("even", i);
} else {
publisher.notify("odd", i);
}
if (i > 10) {
publisher.unscribe(moreThanFiveLogger, "moreThanFive");
}
if (i > 5) {
publisher.notify("moreThanFive", i);
}
}

Таким образом можно подвести итог, что суть поведенческого паттерна "Наблюдатель" в том, чтобы в определенный момент иметь возможность запустить общий метод у ряда объектов. Что за объекты будут в этом участвовать решают сами объекты. Для этого им необходимо подписаться на нужное событие и дождаться, когда соответствующее событие наступит в процессе выполнения программы.

Редактировать на GitHub